Игровые упражнения в формировании певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста

Варенникова Татьяна Федоровна,

музыкальный руководитель

Тимофеева Марина Петровна,

воспитатель

МБДОУ «Детский сад №1 «Солнышко»

п. Вурнары Чувашской Республики.

 

 

Аннотация: Развитие музыкальных способностей, а пения в частности, у детей начинается в дошкольном возрасте, но насколько эти способности будут развиты и сформированы, во многом зависит от совместной работы музыкального руководителя и воспитателя.

Ключевые слова: музыкальная культура, пение, артикуляционная гимнастика, речевые зарядки, игровое распевание, музыкальные занятия, режимные моменты.

Музыкальное искусство – яркое и незаменимое средство формирования целостной личности ребенка. Формирование основ музыкальной культуры закладывается в дошкольном возрасте. Н.А. Ветлугина подчеркивает: «Если у ребенка развито заинтересованное и увлеченное отношение к музыкальной деятельности, то этим решается основная задача нравственно-эстетического воспитания и успешно формируются музыкальные навыки» [2, с. 5 ]. Наше образовательное учреждение работает по программе «Детство». Содержание музыкального воспитания и развития детей дошкольного, сформулированное в программе предусматривает также приобщение детей к музыкальной исполнительской деятельности. А задачи в области музыкального исполнительства ставятся такие: развивать у детей умение чисто интонировать в пении и осваивать навыки ритмического многоголосья посредством игрового музицирования [1, с. 171] .Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. Пение на ребенка действует благодатно, если оно соответствует его природе и возможностям. В дошкольном возрасте голос детей очень эластичен и податлив, поэтому чем раньше ребенку прививаются естественные навыки звукообразования, тем скорее устанавливается взаимосвязь между слухом и голосом, тем лучше настраивается его речевой и певческий голос. Достигается это путем подражания пению и речи взрослого, в данном случае – воспитателя. Ежедневное звучание в группе попевок, колыбельных, прибауток, потешек, хороводов приносит ребенку большую пользу для формирования речи и пения [3, с. 7].

В ходе работы мы столкнулись с тем, что у детей плохо развита речь и для хорошего исполнения песен при подготовке к утренникам и развлечениям нужно много времени и сил. У детей страдает правильное звукопроизношение, темп очень медленный, плохо развито речевое дыхание. Поэтому возникла необходимость использования в своей работе различных упражнений для развития речи: артикуляционная гимнастика, речевые зарядки, развивающие игры с голосом. Это очень важно при подготовке к пению, т.к. это «разогревает» мышцы речевого и дыхательного аппарата, обостряет интонационный слух и подводит детей к воспроизведению музыкальных звуков. К примеру, дети очень любят артикуляционную гимнастику в форме сказки «Путешествие язычка», а также многие другие игры на развитие речевого и певческого дыхания на основе игровых методов обучения детей пению О.В. Кацера [3, с.12]. Работа эта проводится как на музыкальных занятиях, так и в режимные моменты в группе.

На музыкальных занятиях в детском саду развиваются различные музыкальные способности детей. Но, пожалуй, самое трудное для музыкального руководителя – развить у ребенка звуковысотный слух, научить его чисто интонировать, а это возможно только при условии систематических, а не от случая к случаю, занятий и использования конкретных, результативных методических приемов. Один из таких приемов – это игровое распевание по А.А. Евтодьевой. Оно включает в себя два образа, две музыкальные фразы на высокое и среднее звучание голоса. В качестве образов используются знакомые и понятные детям сюжеты, герои сказок или образные зарисовки, придумывается для них легкий, понятный текст и мелодия в двух регистрах: среднем и высоком, чтобы дети могли озвучивать знакомых героев, петь по ролям. Наглядность и образность картинок помогает детям озвучивать героев в разных звуковых позициях. Контрастность образов помогает детям четко сопоставлять и воспроизводить их голоса и, что немаловажно, играть в них. Игровое распевание, прежде всего, развивает воображение детей и осознанное осмысление при выборе голоса (среднего или высокого), что способствует чистому интонированию. Оно формирует самоконтроль, умение анализировать свое пение и пение товарищей, а также развивает дикцию, артикуляцию, дыхание в пении и творческие способности. Дети с удовольствием исполняют такие игровые распевки, как «Лиса и воробей», «Кот и мышка», «На лесной поляне» и другие [2, с. 14-15].

Любовь к музыке, а к пению, в частности, можно формировать у детей предлагая им для прослушивания различные музыкальные произведения в ходе режимных моментов: в утренние часы приема детей, на утренней гимнастике, в сюжетно-ролевых играх, в ходе организованной образовательной деятельности, перед прогулкой, во время праздников и развлечений и т.д [4, с. 183].  Репертуар, на который мы опираемся изложен в примерной образовательной программе «Детство».

Список литературы:

1.            Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» /Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. - СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2016. – 352 с.

2.            Евтодьева А.А. Методическое и практическое пособие по обучению дошкольников пению и движениям в игровой форме. Г. Калуга, 2007 г. - 160

3.            Кацер О.В. Игровая методика обучения детей пению. Учебно-методическое пособие. - СПб.: «Музыкальная палитра», 2005 г. – 48 с.

4.            Яцевич И.Е. Музыкальное развитие дошкольников на основе примерной образовательной программы «Детство». Содержание, планирование, конспекты, сценарии, методические советы. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2015 г. – 224 с. (Из опыта работы по программе «Детство»)