Наша образовательная организация с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей. И основной задачей нашего детского сада является: воспитание и развитие физически развитого, эмоционально здорового и духовно богатого ребёнка. Одним из задач ФГОС является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
Для полноценного физического и психического развития ребёнка в детском саду, необходимо использовать современные здоровьесберегающие технологии.
Здоровьесберегающие технологии - это формы работы, направленные на решение самой основной задачи дошкольного образования – поддержать, сохранить и обогатить здоровье детей.
Различают различные виды здоровьесберегающих технологий.
Медико-профилактические технологии в дошкольном образовании - технологии, обеспечивающие сохранение и преумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ. К ним относятся следующие технологии: организация мониторинга здоровья дошкольников; организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста, физического развития дошкольников, закаливания; организация профилактических мероприятий в детском саду; контроль и помощь в обеспечении требований СанПиНов; организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.
Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья дошкольников: закаливание, дыхательная гимнастика, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки. Реализация этих технологий, как правило, осуществляется инструктором по физическому воспитанию и воспитателями ДОУ.
Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду - технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Целью данной технологии является накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать, поддерживать и сохранять его.
Технологии здоровьесбережения и здоровье обогащения педагогов - технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов, развитие потребности к здоровому образу жизни.
Одним из важнейших компонентов укрепления и оздоровления детского организма, а также организации двигательного режима ребёнка, направленного на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей, является утренняя гимнастика. Ежедневное выполнение физических упражнений под руководством взрослого способствует выработке у детей полезной привычки начинать день с утренней гимнастики.
Динамические паузы или физкультминутки - во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Физминутки проводятся в виде упражнений общеразвивающего воздействия (движения головы, рук, туловища, ног), подвижной игры, дидактической игры с разными движениями, танцевальных движений и игровых упражнений. Физкультминутка может сопровождаться текстом, связанным или не связанным с содержанием НОД.
Одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни является прогулка.
На прогулке дети могут реализовать свои двигательные потребности. Оптимальной формой для этого служат подвижные игры и физические упражнения на улице.
Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения.
Большое значение уделяется организации полноценного дневного сна. Для засыпания детей используются различные методические приемы: колыбельные песенки, слушание классической музыки и сказок.
Иногда в непосредственно образовательную деятельность можно включать релаксационные упражнения. Они позволяют успокоить детей и снять мышечное и эмоциональное напряжение. Выполнение упражнения под тихую, спокойную, плавную музыку или под звуки природы «Шум леса», «Море» повышает эффективность релаксационных упражнений, помогает более полному расслаблению
Пальчиковая гимнастика- с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени.
Большое значение имеет гимнастика после сна. Дети постепенно просыпаются под звуки приятной музыки и, лёжа в постели на спине поверх одеяла, выполняют 5-6 упражнений общеразвивающего воздействия. Упражнения выполняются из разных положений. В группах имеются массажные коврики. Пробежки по массажным дорожкам сочетаются с контрастными воздушными ваннами и проводятся 2 раза в неделю по 5-7 минут.
Физкультурное занятие – 2-3 раза в неделю в музыкальном зале. А со старшей группы 1 занятие на свежем воздухе.
Важное место на занятиях по физической культуре занимают специальные дыхательные упражнения, которые обеспечивают полноценный дренаж бронхов, очищают слизистую дыхательных путей, укрепляет дыхательную мускулатуру. С помощью дыхания можно расслаблять, восстанавливать организм после физической нагрузки и эмоционального возбуждения.
Самым ярким событием в спортивной жизни детей является активный отдых: физкультурные праздники, спортивные досуги, «Дни здоровья». Активный отдых оказывает благотворное воздействие на организм ребенка.
Необходимым условием для осуществления обогащенного физического развития и оздоровления детей является создание развивающей среды. В группах имеются уголки здоровья. Он оснащается как традиционными пособиями, так и нестандартным оборудованием, сделанным руками педагогов и родителей.
Можно сказать, что ни одна, даже самая лучшая здоровьесберегающая технология не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется в содружестве с семьёй.
В работе с семьями используются разнообразные формы работы: педагогические беседы с родителями; родительские собрания; консультации; выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями; участие родителей в подготовке и проведении праздников, физкультурных досугов; совместное создание предметно – развивающей среды; работа с родительским комитетом группы. Широко используется информация в родительских уголках, в папках-передвижках.
И в завершении хочется сказать, что только здоровый ребенок может быть успешен в процессе личностного и интеллектуального развития, а значит, успешен в обучении. От того насколько грамотно организована работа с детьми по физическому воспитанию, насколько эффективно воспитатель использует для этого условия дошкольного учреждения, зависит здоровье ребенка.