Ребенок подрастает и поступает в детский сад. Теперь в его окружении появляются новые люди – взрослые и дети. И от того, как встретят ребенка взрослые, новые для него люди, от их стараний и усилий зависит эмоциональный комфорт малыша, его развитие, умение общаться со сверстниками и взрослыми. Как бы ни были хороши педагогические методики образовательного учреждения, решающим фактором становления личности является семья.
А родители должны стать активными и равноправными участниками воспитательно-образовательного процесса. Родители зачастую испытывают определенные трудности в том, что не могут найти достаточно свободного времени для занятий с детьми дома, бывают не уверены в своих возможностях. Мы часто сталкиваемся с самоустранением многих родителей от решения вопросов воспитания детей.
Определенная часть родителей, занятая повседневными житейскими заботами, воспринимает дошкольный период как время, не требующее от них особых воспитательных усилий, и такие родители перекладывают дело воспитание на дошкольное образовательное учреждение, а дома передоверяют ребенка телевизору, игрушкам-монстрам, компьютеру. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.
Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять. Как изменить такое положение?
Как сделать родителей участниками воспитательного процесса? Вот – основная цель нашей работы с родителями. Поэтому я начала работать над проблемой взаимодействия детского сада и семьи по теме «Организация работы с родителями в современном ДОУ».
В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) перед ДОО поставлены цели, предполагающие открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями.
В своей группе я создаю условия для участия родителей в образовательном процессе. В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи.
Если требования, предъявляемые к ребенку в детском саду и семье, не согласованы, то воспитание полезных навыков и привычек будет очень затруднено.
В работе с родителями нами решаются следующие задачи:
1. Повышение педагогической культуры родителей.
2. Изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания.
3. Приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы.
Для решения поставленных задач на начало каждого учебного года составляется перспективный план работы с родителями.
Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы.
В начале учебного года в группе проводится собрание, на которых родителей знакомим с задачами воспитания и обучения детей на данный учебный год. В нашей группе собрания стали проводить в форме дискуссий, круглых столов, мастер – классов, тренингов, с приглашением специалистов районной больницы, психологического центра. Планируя ту или иную форму работы с семьями воспитанников, исходим из представлений о современных родителях, как о современных людях, готовых к обучению, саморазвитию и сотрудничеству. Вырос процент посещения собраний родителями.
Пропаганда педагогических знаний ведется через систему наглядной агитации. В группе оформлен “Уголок для родителей”, где помещены консультации по вопросам оздоровления и воспитания детей. В специальных папках имеется подборка методических рекомендаций для родителей.
Оформлен специальный “Уголок здоровья”, где родители могут получить всю интересующую их информацию по вопросам оздоровления детей.
Налаживать связь детского сада и семьи позволяет сайт дошкольного учреждения. Здесь родители имеют возможность ознакомиться с правоустанавливающими документами и другой необходимой информацией организационного плана. На сайте размещены консультации специалистов на различные темы, информация о значимых мероприятиях и достижениях педагогов и воспитанников.
Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным. Проводим совместные праздники, развлечения, досуги. Такие как «Праздник осени», «Встреча Нового года», «Праздник посвященный 8 Марта». На этих мероприятиях родители являются участниками, а не гостями дошкольного учреждения. Они играют, поют песни вместе с детьми и педагогами.
В течение 2 месяцев в старшей группе «Гномики» реализовала экологический проект «Сделаем мир краше!». Родители совместно с детьми собирали информацию, о насекомых, животных, растениях. Делали зарисовки, фотографии, мультимедийные представления по данной теме. Презентацией проекта стало познавательно – музыкальное развлечение «Бал цветов». Почти все родители совместно с детьми приняли самое активное участие.
Прошедший 2017-2018 учебный год был очень интересным и насыщенным. Многообразие мероприятий заинтересовывали и вовлекали не только детей, но и их родителей. Родители с большим желанием участвовали в совместных с детьми творческих конкурсах. Очень интересно, увлекательно проходили выставки совместного творчества родителей, детей, педагогов. Это выставки рисунков, поделок, фотографий.
В нашем детском саду традиционно, в начале осени, проводиться выставка поделок из овощей "Чудеса осени". Родители и дети охотно принимают участие, проявляя творчество и фантазию. Ребята с удовольствием показывают и с гордостью рассказывают, как они трудились над поделками вместе со своими мамами и папами. В преддверии Новогодних праздников создаем для своих воспитанников настроение настоящей сказки и волшебства. В детском саду ежегодно проводим конкурс "Новогодняя игрушка своими руками", дети вместе с родителями сделали на выставку замечательные новогодние поделки. Каждый, кто участвовал в выставке, был отмечен сертификатом.
В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей. Мы вместе стремимся сделать так, чтобы детям в детском саду было хорошо и уютно. Неоценимую помощь родители оказывают в благоустройстве и озеленении территории детского сада. С наступлением лета приносят рассаду цветов, на участках красят постройки, заполняют песочницы привезенным песком. Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую – нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители. «Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных измерениях», - писал Ф. Ларошфуко. Я думаю, что это актуально всегда и везде.
Планируя работу на 2018 – 2019 учебный год, я в работе с родителями, планирую использовать ещё одну форму взаимодействия: «Почту доверия». Родители в письменной форме, могут класть записки со своими идеями и предложениями, обращаться с вопросами к специалистам, заведующему, заместителю заведующего. Ответы на заданные вопросы будут освещаться на родительских собраниях или даваться письменно. Такая форма работы позволит родителям делиться своими мыслями, пожеланиями, ведь не каждый родитель может при личном контакте раскрыться воспитателю.
Я планирую не останавливаться на достигнутом и продолжать искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь наша общая цель – добиться успешного результата во всестороннем развитии и воспитании наших детей.