Шерстнева Наталия Анатольевна
воспитатель
Аннотация: По мнению автора важнейшее значение для развития детей имеет их практическая деятельность, а особый интерес представляет детское экспериментирование с компонентами неживой природы, так как именно эксперименты составляют основу всякого знания. Исследователь изучил познавательно-исследовательскую деятельность в старшей группе ДОУ.
Ключевые слова: познавательная деятельность, исследовательская деятельность, экспериментирование, ДОУ.
На шестом году жизни дети достигают больших успехов в освоении знаний о природе. Они узнают не только факты, но и достаточно сложные закономерности, лежащие в основе природных явлений. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний и с этическими правилами в жизни общества.
Всем известно, что важным критерием в подготовке ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях. И экспериментирование как нельзя лучше формирует эту потребность через развитие познавательного интереса. Это объясняется тем, что старшим дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. Таким образом, в дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.
Экспериментальная деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии с введением Федерального Государственного стандарта дошкольного образования. В требованиях к выпускнику детского сада выделены следующие интегративные качества: «Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире; задает вопросы взрослому; любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности); в случаях затруднений обращается за помощью к взрослому; принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе».
Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности – к экспериментированию. К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового. При этом главным фактором выступает характер деятельности.
Изучая теоретический материал по данному вопросу, я сделала вывод о том, что необходимо углубить знания и изучить методики экспериментирования более углубленно, т. к. в настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. А таким методом и является экспериментирование.
Основной формой детской экспериментальной деятельности, которую я использую в своей группе «Смешарики», являются опыты. Дети с огромным удовольствием выполняют опыты с объектами неживой природы: песком, глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и прочее. Например, мы с детьми ставим проблему: слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов – песчинок, этим объясняется свойство сухого песка – сыпучесть. По теме: «Вода» мы проводили опыты: «Путешествие капельки», «Снежинка на ладошке», «Превращение воды в лёд», «Тающий лед» и другие. Еще ранее, в средней группе, мы проводили множество опытов с использованием воды, краски.
В процессе проведения опытов все дети принимают активное участие. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное – они всё проделывают сами. Тем самым мы развиваем у детей любознательность, наблюдательность, и умения находить пути решения проблемных ситуаций.
Я использую в своей работе опыты и эксперименты по книге «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников», авторы О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина, в которой даны практические указания по организации поисково-познавательной деятельности детей 3–7 лет.
Опыты сопровождаются у детей проговариванием и выдвижением множества гипотез, догадок, попытками предугадать ожидаемые результаты. Это положительно сказывается на развитии речи, умении выстраивать сложные предложения, делать выводы. Многократное повторение одних и тех же опытов, свойственное многим детям, выработало у них определенный алгоритм действий, четкость выполнения отдельных операций, аккуратность в работе.
В числе последних нами проведены вот такие опыты и эксперименты:
1. Детям предлагается подуть через соломинки в стакан с водой.
Мы с детьми говорим о том, что это пузырьки воздуха. Откуда они берутся? Куда деваются? Почему пузырьки не остаются в воде. Тысячи вопросов и тысячи ответов. Так дети получают возможность удовлетворить присущую им любознательность, почувствовать себя учёными, исследователями, первооткрывателями.
2. Предлагаем ребенку надуть шарик, а затем выпускаем воздух из шарика через щель так, чтобы получился звук. Ребятам весело и они смеются.
3. Опыт на плавучесть.
– Кто любит плавать, где? А где легче всего плавать? Выясняем, что в море. Почему? Подтверждаем это экспериментом.
В одной банке – простая вода, а в другую – добавляется соль. В пресной воде – яйцо тонет, а в соленой – плавает. Дети активно помогают в проведении опыта.
4. Опыт на смешивание красок.
Мы уже с детьми проводили опыты с красками, чтобы получить новый цвет. Но ребятам очень нравятся такие эксперименты, и мы решили повторить и получить задуманный цвет. Смешали желтую и синюю краски, и … получили зеленый цвет!
5. Опыт «Легкий- тяжелый»
Ребятам предлагается опустить в воду ложки: одна металлическая, другая деревянная. Что происходит с ними? Приходим к выводу, что металлическая утонула- она тяжелее, чем деревянная (она всплыла).
После проведения опытов обязательно нужно поинтересоваться, что детям сегодня понравилось, что удивило, что нового узнали? И непременно похвалить детей за то, что были доброжелательны, умели договариваться, решали дружно возникшие несогласия.
На этом наше путешествие в мир опытов и экспериментов не заканчивается!
В ходе игр по экспериментированию было отмечено, что дети с удовольствием «превращаются» в учёных и проводят разнообразные исследования, нужно лишь создать условия для самостоятельного нахождения ответов на интересующие вопросы. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям; проводят такие же или более сложные эксперименты дома; учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно их решать.
Рассказывать об экспериментах и открытиях юных воспитанников можно бесконечно. Я на практике убедилась в том, что экспериментальная деятельность является, наряду с игровой, ведущей деятельностью ребёнка-дошкольника. Главное, чтобы интерес к исследованиям не угас.
Детское экспериментирование тесно взаимосвязано с другими видами деятельности дошкольников, помогает развивать личность ребенка не менее эффективно, чем игровая ведущая деятельность. Оба эти виды деятельности детей считают самыми продуктивными условиями для личностного становления дошкольника. Когда ребенок увлечен активной познавательно-исследовательской деятельностью, то у него расширяется кругозор, представления о мире. Каковы преимущества экспериментирования перед другими видами деятельности в дошкольном возрасте? Так как образование ребенка невозможно без поиска инновационных технологий, которые развивают творчество детей, формируют в них полезные навыки саморазвития и самообразования, то возникает необходимость прибегать к экспериментальной деятельности – методу, направленному наилучшим образом на формирование универсальных знаний у дошкольников. В ходе экспериментирования дети приобретают самостоятельные исследовательские умения, учатся ставить проблему, собирать и обрабатывать информацию, с удовольствием проводят различные эксперименты, охотно анализируют полученные результаты. С чего начинается процесс экспериментирования? Наблюдение – это первая ступенька к началу экспериментальной деятельности. Ребенок смотрит на различные объекты, у него идет интенсивный мыслительный процесс, в результате которого развивается логика мышления, внимание, появляются различные идеи к проведению эксперимента. Следующей ступенью к проведению опыта, эксперимента отмечают размышление об увиденном. Как уже указано выше, при наблюдении за объектом или предметом ребенок использует логику мышления. Размышление о том, что видит дошкольник, помогает ему выдвинуть какую-то исследовательскую гипотезу, оценить ее, решить для себя, интересно ли это, оригинально ли. Следующий этап очень трудный для детей – измерение, замер. Здесь используются первичные математические знания ребенка. Проверка гипотезы вызывает необходимость придумывать, даже очень невероятные предположения, которые свойственны детям. Тут речь идет о неумерной детской фантазии и воображении. Следующий этап – предсказание. О том, за чем наблюдал ребенок ранее, он пытается разъяснить, пытается объяснить, что и почему должно в итоге произойти. Последние этапы даются детям труднее, чем, например, фантазировать о результатах предстоящего опыта, но большинство деток отлично с ними справляются.
Список литературы
1. Все обо всем. Мир вокруг нас / пер. с англ. Ю.Р. Соколова. – М., 2000.
2. Гальперштейн Л. 100 веселых фокусов. – М., 2001.
3. Тугушева Г.П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие / Г.П. Тугушева, А.Е. Чистякова – Спб.: Детство – пресс, 2010. – 128 с. ил.
4. Кумсковская И.Э. Детское экспериментирование / И.Э. Кумсковская, Н.Н. Совгир – М., 2003.
5. Организация опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/prochee/orghanizatsiia_opytno_ekspierimiental_noi_dieiatiel_nosti_v_starshiei_ghruppie (дата обращения: 05.03.2018)