Мастер-класс для педагогов детских садов района "Учимся петь играя"

             

Цель: Формирование у детей музыкальных способностей в доступной игровой форме.
Задачи: Развивать певческие навыки, звуковысотный, динамический слух у детей.
Обогащать детей новыми впечатлениями.
Побуждать к самостоятельному различению основных свойств музыкального звука.

Ход выступления: Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня я хотела  бы уделить внимание такому разделу музыкального занятия, как РАСПЕВАНИЕ. Упражнения для голоса, а именно распевки, не всегда любят и используют музыкальные руководители в своей работе, относясь к ним довольно эпизодично, ссылаясь на нехватку времени – успеть бы остальное!   Всё это понятно и объяснимо, но, только относясь к этим  упражнениям халатно, мы платим за это большую цену – наши дети плохо поют, нечисто интонируют или "поют" речитативом. 

 Всякое явление имеет своё объяснение, свои причинно – следственные связи.  Всё дело в том, что раздел "распевание"- это "белое пятно"  в программе музыкального воспитания детского сада, он слабо разработан и имеет сравнительно небольшой репертуар. Все мы выросли на "Музыкальном букваре" Н.А.Ветлугиной, и огромное ему спасибо за эти упражнения. Есть прекрасные вокальные упражнения, такие как "Птичка и

птенчики", "Качели", "Бубенчики", «Эхо» и т д. Н.А.Ветлугиной, их обязательно надо продолжать использовать, но их очень мало, невозможно, в самом деле, практиковать только их все пять лет пребывания в детском саду!

Как же сделать так, чтобы нашим детям  стало интересно заниматься распеванием, а значит, и пение стало успешным? Может быть, вспомнить о том, что мы имеем дело с детьми, а они больше всего на свете любят играть, так не воспользоваться ли этим и не совместить ли приятное с полезным?

Нетрудно придти к выводу, что чем интереснее, нагляднее, занимательней процесс обучения, тем очевиднее результат.

 

     Вот почему мы используем «ИГРОВОЕ  РАСПЕВАНИЕ» по методике музыкального руководителя МБДОУ №15 «Центр развития ребенка – детский сад» г. Калуга - Аллы Анатольевны Евтодьевой. (Игровая методика была представлена на Международной конференции по Дошкольному образованию в 2010 году. Методика педагога освещена в журнале «Современное дошкольное образование» в 2013 году и в многочисленных СМИ по Калуге и Калужской области.)

 ИГРОВОЕ РАСПЕВАНИЕ включает в себя  два образа, две музыкальные фразы на высокое и среднее звучание голоса. Берутся знакомые и понятные детям сюжеты, герои сказок или образные зарисовки, предлагается для них несложный текст и мелодия в двух регистрах: среднем и высоком.

Наглядность и  образность этих картинок  помогает детям озвучивать  данных героев в  разных звуковых позициях. Контрастность этих образов помогает детям чётко сопоставлять и воспроизводить их голоса и, что немало важно, ИГРАТЬ в них.

   Такое игровое распевание  многофункционально:

1. Благодаря наглядности и игровой ситуации, оно развивает образное воображение детей, осознанное осмысление детьми правильного выбора голоса (среднего или высокого) в связи с озвучиванием знакомых персонажей, т.е  .чистое интонирование.   

2. Формирует самоконтроль, умение анализировать своё пение и  пение товарищей;

3. Развивает дикцию, артикуляцию, дыхание в пении;

4. Развивает творческие способности детей, формирует навыки театральной деятельности, так как игровое распевание предполагает разыгрывание ТЕАТРАЛЬНЫХ ЭТЮДОВ   с использованием различной мимики и жестов героев, пение по ролям.

5.  Игровое распевание может плавно перейти в музыкальную игру, танец, повтор и закрепление музыкально - ритмических движений,  музицирование детей. 

 

     Одним из вариантов  использования ИГРОВОГО РАСПЕВАНИЯ в группе может стать музыкально-дидактическая игра «Музыкальный кубик».

Ход игры: дети (на мастер-классе – взрослые) стоят в кругу.

 По часовой стрелке дети под музыку передают друг другу кубик и поют:

«Ты не стой и не зевай,

Кубик дальше передай!

Этот кубик не простой,

Он укажет нам с тобой,

Какую песню будем петь,

Чтоб голосочки разогреть».

Ребенок, на котором остановился кубик, бросает его на пол. На верхней стороне куба видит иллюстрацию к знакомой песенке-распевке. Все исполняют ее. С окончанием песни берет кубик в руки и передает его дальше, игра повторяется.

                                                           

Еще я предлагаю Вам изготовление игрушки для распевок и музыкальных игр, которая поможет нам научить детей правильно открывать рот во время пения. (Стараемся , чтобы во время пения рот открывался в высоту, а не в ширину. Когда рот открывается в высоту, образуется купол и становится больше места для звука, звук приобретает красивое, полётное звучание).

Нам понадобятся: детские гольфы или носки, красный картон, кусочек меха, шерстяные нитки, синий маркер, ножницы, супер клей, игла, катушка ниток, белый картон для глаз, либо шарики для пенопласта.

Пошаговое изготовление:
1. Вырезаем из картона овал.

2. Наклеиваем овал супер-клеем на гольф.

3. Рисуем маркером небольшие кружки на шариках пенопласта или картона

4. Приклеиваем супер-клеем шарики к гольфу.

5. Пришиваем кусочек меха или нитки из шерсти на гольф.

6. Червячок к игре готов.

 

Ход игры:

Музыкальный руководитель: Жил веселый червячок,
Славный, милый, добрячок.
С детства очень петь хотел.
Так как надо не умел.
И приполз он в детский сад,
Поучиться у ребят.

( Музыкальный руководитель показывает червячка детям )

Музыкальный руководитель: Познакомитесь, дети, это червячок Бади. Давайте ему покажем с чего нужно начинать, чтобы научиться правильно петь. Для этого нам поможет распевание:

1. Начнем с пения закрытым ртом, пропоем звук «М». Сомкнем губы, разомкнем зубы и тихо пропоем.

( Музыкальный руководитель держит на руке червячка с закрытым ртом и поет вместе с детьми )

2. Теперь чуть громче немного приоткрыв рот, пропоем звук «О».

( Дети вместе с червячком, чуть открывая рот, поют )

3. Следующий звук «А» споем громко, широко открыв рот.

(Все поют)

4. А теперь, соединим эти звуки вместе, пропоем их постепенно поднимаясь вверх. Кто покажет червячку, что у нас получилось.

( Музыкальный руководитель по очереди предлагает одеть на руку червячка и пропеть задание)

Музыкальный руководитель: Молодцы дети, молодец Бади. Приходи на следующее занятие, мы покажем много новых упражнений для развития голоса.

 

Нетрудно прийти к выводу, что чем интересней, нагляднее, занимательней процесс обучения, тем очевиднее результат.

Сейчас я предлагаю изготовить музыкального червячка и Вам. ( Выходят желающие).