"Проектный метод как способ реализации субъектного подхода"
Помогая детям в самовоспитании, личностном развитии, педагоги ДРУ и родители в большей степени изучают и измеряют их потребности, мотивы, состояния, в меньшей побуждают к занятию активной позиции, не анализируя "обратных действий", не умея определять реальную субъектность ребенка.
Субъектность - способность человека осознавать себя, осознанно выбирать, отдавать отчет в своих действиях, быть стратегом собственного бытия, осмысливать связи своего "Я" с другими людьми. Ребенок постепенно приобретает умение определять наиболее значимые для себя сферы жизнедеятельности и реализовываться во взаимодействии с другими людьми. Он способен рассматривать несколько вариантов действия и выбирать оптимальный.
Сегодня в науке и практике интенсивно отстаивается взгляд на ребенка как на "саморазвивающуюся систему". При этом усилия взрослых должны быть направлены на создание условий для саморазвития детей. Уникальное средство обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способ реализации личностно - ориентированного и субъктного подхода к образованию - технология проектирования.
Проектирование требует индивидуальных оригинальных решений и в то же время коллективного творчества, в процессе которого интенсивно развиваются способности к рефлексии, выбору адекватных решений, умению выстраивать из частей целое. Проектирование - одно из средств социального и интеллектуального творческого саморазвития всех субъектов образования (и детей и взрослых).