В соответствии с республиканской задачей дошкольного образования и с годовым планом ДОУ на 2012-2013 учебный год в ноябре - декабре 2012 года перед коллективом нашего детского сада стоит задача проанализировать основные направления (модели) работы с одаренными детьми. И начали мы работу в данном направлении с изучения и анализа отечественных и зарубежных программ, ракрывающих понятия "способности", "талант", "одаренность". "гениальность", чтобы иметь представления, приобрести первоначальные знания об одаренных детях, особенностях их развития.
Проблема работы с одаренными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества. В “Концепции модернизации российского образования” отмечается, что важной задачей системы образования является “формирование профессиональной элиты, выявление и поддержание наиболее одарённых, талантливых детей и молодёжи”. Несмотря на активную позицию государства, в этом вопросе, невозможно собрать всех детей, имеющих признаки одарённости в специализированные учебные заведения, поэтому необходимо создавать условия для выявления и сопровождения одарённых детей в массовых образовательных учреждениях. Значит, создание эффективной системы работы образовательного учреждения с одарёнными детьми – это одна из важнейших задач в настоящее время.
И прежде, чем говорить о работе с одаренными детьми, необходимо определиться с терминологией, используемой при характеристике познавательных возможностей детей, которая включает такие понятия как способности, талант, одаренность, гениальность.
Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.
Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.
Гениальность – высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.
Таланты рождаются не часто, а гениев вообще за всю историю человечества насчитывается не более 400. Образовательные учреждения сталкиваются с проблемой раннего выявления и развития способностей детей. Поэтому, рассматривая систему работы с одаренными детьми, необходимо уделять много времени работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей.
Жизнь требует от образовательных учреждений подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного. Именно это имел в виду психолог и писатель Г.Томпсон, говоря: “Способности – объяснение вашего успеха”.
Разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности.
К каждому ученику – индивидуальный подход, миниминизирующий риски для здоровья в процессе обучения (Пункты из президентской инициативы).