Международный день анимации (мультфильмов)

В соответствии с тематическим планирование ДОУ на этой неделе педагоги рассказывают детям про их любимые мультики: как создаются мультфильмы, кто их создает, какие бывают мультфильмы. Также малыши с удовольствием встречаются со своим любимыми героями мультфильмов на голубом экране: с Машей и медведем,  Лунтиком,  Барбариками, пластилиновой вороной, Смешариками и т.д.

Как делают мультфильмы

Не помню точно, в каком возрасте я впервые увидел мультфильм, но помню, что очень долго я верил в то, что мультяшные герои  абсолютно реальные и что они живут в телевизоре. Мне тогда очень хотелось разобрать телевизор и достать их оттуда. Немного повзрослев, я понял, что их там нет, родители мне рассказали, что мультфильмы делают художники-мультипликаторы, но как делают мультфильмы, мне так до конца было не понятно. В те времена в магазинах продавали детскую игрушечную кинокамеру с мультфильмом. Крутишь ручку и в камере видишь мультик. Помню, как мы с другом разобрали эту камеру, вытащили плёнку. Вот тут-то нам и стало ясно, как это происходит. Камеру собрать мы, естественно не смогли, зато узнали тайну – как происходит это необыкновенное чудо.

История создания мультфильмов.

Когда появились мультфильмы точно неизвестно. С давних времён люди пытались «оживить» рисунки. Первые упоминания об анимации (оживлении) датированы I  веком до н.э.

В начале второго тысячелетия н.э. в Китае появились теневые представления. Они очень были похожи на будущие мультфильмы.

В середине 15 века стали появляться артисты, которые развлекали народ подвижными изображениями, применяя для этого специальные механизмы.

В конце 17 века А. Кишером был придуман «чародейственный фонарь», который показывал движущееся изображение на стекле.

В конце 19 века изобретатель из Франции Э. Рейно придумал проектор, в котором использовался принцип последовательной передачи изображений – одно за другим.

В 1906 году, после того, как была изобретена кинокамера, в Америке был сделан первый мультфильм. Автором его был Дж. Блэктон. Ранние мультфильмы были чёрно-белыми и «немыми». Первый мультфильм со звуком создал в 1928 году У. Дисней. Это был мультфильм «Пароход Вили».

В нашей стране первый мультипликационный фильм появился в 1924 году.

Создание мультфильма – очень трудоёмкий процесс. Для того, чтобы персонаж сделал простое движение, надо нарисовать около сотни рисунков. А для десятиминутного мультика их надо сделать около 15 тысяч!

Простейший мультфильм Вы можете сделать с ребёнком сами. Для этого нужно взять толстую тетрадь или блокнот и сделать какой-нибудь рисунок на первой странице. Это может быть, например, простой человечек, который будет двигать руками вверх-вниз. На первой и последней странице у него руки внизу, примерно на средней странице – вверху, а остальные страницы заполните промежуточными положениями. Когда всё готово, запустите быстрое пролистывание страниц – Вы увидите Ваш первый рисованный мультфильм. Ребёнок будет в восторге и, главное, поймет, как делают мультфильмы.

Существует так же кукольная, пластилиновая и компьютерная (в том числе 3D) анимация.

Если ребёнок поймёт принцип и заинтересуется самостоятельным созданием мультфильма, то Вам потребуется много терпения, цифровой фотоаппарат и компьютер со специальными программами для создания мультфильмов. И, кто знает, может это станет его призванием!

Мультипликационные фильмы мы вынесли в отдельную категорию. Эти фильмы объединяет то, что они сняты без участия людей в кадре. Действия происходят с некими предметами. И технология  создания таких фильмов отличается от видеофильма. Мультик делается из серии станичных картинок – фотографий,  которые при последовательном просмотре, дают иллюзию движения.

          Создание мультфильма с участием детей это увлекательный и весёлый процесс.  Технология изготовления проста и понятна не только  взрослому, но и ребёнку 4-5 лет. 

     В основе мультфильма  лежат несколько статичных кадров.

   В нашем случае один статичный кадр – это одна фотография. Представленные мультики: «Самолёт»,   «Человечек»,  «Дождик»,   «Снеговик»  состоят из: 10-30 статичных кадров (фотографий). 

    Для слияния фотографий в фильм, написания титров и подложки музыки использована простейшая программа для обработки видео, а их сейчас великое множество. Приобретая в магазине цифровую камеру, в комплекте с ней, вы всегда получаете подобную программу.

    Подробно с технологией создания мультфильмов и разнообразием приёмов, применяемых в нашем детском саду, вы можете познакомится на страничке «Технология создания мультфильмов». 

    Вот несколько простых  способов создания мультфильма с детьми:

 1.     Мультфильм -рисунок.

      Такие мультики выполняются по принципу «точка, точка, запятая…»Установите фотоаппарат, направив объектив на горизонтальную поверхность стола, осветите её. На столе укрепите чистый лист бумаги, так чтобы в кадре оказалось его поле. Для первых проб лучше использовать толстый тёмный маркер. А для сюжета, знакомый, понятный образ (цветик-семицветик, колобок, полянка с грибочками…. )  На листе бумаги ребёнок начинает рисовать задуманную картинку. Следите за тем, что бы он не торопился, Постоянно отнимал руки от листа, убирал инструменты и снимал кадры. Один рисунок, по-очереди, могут рисовать несколько детей.      С помощью таких мультфильмов удобно закреплять полученные детьми наблюдения за объектами природы: рост растения из семени, состояния погоды….

2.     Мультфильм - оригами.

      В таком мультике действие происходит с листом бумаги. Рабочее место, как в предыдущем варианте. Первый кадр – плоскость стола и стандартный для восприятия лист бумаги форматаА4. Обратите внимание на то, что в кадре со всех сторон листа должно остаться свободное пространство, чтобы зрителю были понятны все манипуляции с бумагой. Ещё один секр етик такого мультика – на столе, заранее пометьте места расположения уголков листа. А когда будете сворачивать его и фотографировать, прикладывайте его в соответствии с разметкой.

      Для детей помладше, 4-5 лет, манипуляции с бумагой могут быть попроще.  Например,  постепенное отщипывание кусочков бумаги от целого листа до определённого знакомого силуэта или постепенное сминание листа до объёмного шарика, а после он может ожить (появятся глазки, улыбка….)

     Совместное создание с детьми такого мультфильма, это ещё и занятие по конструированию, а готовые фильмы – обучающее пособие.

 3. Мультфильм – аппликация.

      Такие мультики снимаются на горизонтальной поверхности. Объекты съёмки – фрагменты картинки вырезанные из цветной бумаги. Они появляются на листке – фоне, перемещаются, накладываются друг на друга, исчезают из кадра.

       Такую технологию удобно использовать для создания образовательных мультфильмов по сенсорике, для детей раннего возраста и по математике для детей среднего и старшего дошкольного возраста. А сами дети, участвуя в создании мультфильма,жль ещё глубже узнают тему и закрепляют учебный материал.

 4. Мультфильм – пластилиновый человечек.

    Этот мультфильм так же как и предыдущие, прост в исполнении. Суть в том, что шаг за шагом из пластилинового шарика получается человечек или любой другой объект. Удобнее преобразования выполнять методом вытягивания деталей из основного кусочка.

     Мультфильм с использованием пластилиновых героев, это возможность оживить персонажей. Ваши человечки, зверюшки, машинки могут  ходит, сидеть, поворачиваться, общаться друг с другом.

     Создание таких мультфильмов, сродни театральной деятельности. Здесь и создание образа, и пластика персонажей,  и композиция.  Дети могут озвучить фильм, нарисовать декорации. Развиваются творческие способности. Каждому ребёнку найдётся возможность поучаствовать в работе над мультфильмом.

      Попробуйте делать мультики, используя разные материалы: нитки, пряжу, синтетические волокна, полиэтиленовую разноцветную плёнку, пластик, пенопластовые шарики, мятую или скомканную бумагу, цветные стёклышки, бусины, бисер, проволоку,  вату, кусочки ткани, пищевые продукты: рожки, спагетти, крупы, бобы, фасоль, горох, соль, крупные немолотые специи, природные материалы: листья, стебли растений, плоды, шишки, камни, ракушки, строительные материалы: гвоздики, шурупы, гаечки, кнопки, скрепки, мебельную фурнитуру... нгия создаидео фильмов

        Конечно, кино – это волшебный мир. И огромное колличество людей, к коим, думаю, относитесь в данный момент и Вы, дорогой читатель, состоите с кино в отношении - «Зритель».

    Сейчас нам предстоит занять совершенно иную позицию.  Стать автором этого продукта. И при этом, всегда помнить, что наше кино, это целенаправленная  работа, имеющая свою конкретную аудиторию.  И хорошим результатом этой работы будет то, что она вызовет именно те чувства и мысли, которые мы планируем разбудить в маленьких зрителях.

     Конечно, многие могут не согласиться с такой позицией. Скажут, а где же творчество, где самовыражение? Это всё хорошо, но не в учебных фильмах для детсадовцев. Будьте предельно понятны и искренне в своей работе. Чёрное должно быть чёрным, а белое – белым.

     Для сюжета будущего фильма выберите простой моно-сюжет. Давайте  рассмотрим  этапы создания фильма на примере фильма «Конь пашет землю».  Этот фильм один из серии фильмов о сельском хозяйстве. Он задуман, как рассказ о старинном способе обработке почвы перед весенней посадкой. В своём фильме мы не ставим задачи рассказать о жизни лошадей, или о всевозможных способах обработки почвы.

1 Этап.

Сценарий.

По предварительному замыслу, в фильме должны быть кадры:

1.     -  Мужчина  запрягает коня (надевают на него плуг, борону)

2.     -  Конь идёт по борозде и плуг распахивает землю,

3.     - Ребёнок комментирует эти действия.

-Действие происходит солнечным весенним днём. Место действия – картофельный     огород одной из семей нашего детского сада.

2 Этап.

Подготовка.

    Мы заранее, договорились с семьёй нашей воспитанницы. У них есть лошадь и все приспособления для вспашки земли.

   Перед съёмкой вне помещения всегда заботьтесь, чтобы у вас был полный заряд аккумулятора камеры. А если есть возможность, имейте в запасе ещё один. Так же прихватите с собой штатив. Он может быть трёхногим или с одной ногой – стойкой. Для улицы удобнее одноногий. Хорошо, если в вашем арсенале окажется и цифровой фотоаппарат. Некоторые кадры сделанный фотоаппаратам можно будет вставить в фильм. А в процессе просмотра заострить на них внимание, или остановить запись именно  на той «картинке», которая нужна для беседы с детьми, а не там, где успеете нажать «паузу».

3 Этап.

Съемка кадров.

      Когда вы прибудете на место заранее запланированной съёмки, берите инициативу в свои руки. Всё нужно делать быстро и четко. Если в фильме участвуют взрослые, объясните им их роль. Выберите позицию относительно света (Солнце за вашей спиной). Снимайте запланированные кадры. Если со взрослыми вы можете сделать повторный кадр, то не рассчитывайте сделать это с детьми. Ловите момент, пишите их непосредственные комментарии к происходящему. Или играйте в телевидение. Пусть дети почувствую себя телеведущими и комментируют события. Дети, народ не терпеливый, любопытный  и непредсказуемый. Главное, в работе с ними, всегда держите камеру наготове. Пусть она будет включена от начала, до конца съёмки. Снимайте все интересные моменты, пусть даже они не запланированы. После, в процессе верстки вы отсеете всё ненужное.

 от несколько технических советов, чтобы результат был удачным:

 1.     Штатив. Пользуйтесь штативом, это придаст кадру устойчивости, не будет дрожания и скачков кадра . Если снимаете с рук, найдите надежную опору, на которую можно опереть локти. А если и опоры нет, то встаньте устойчиво, можно прижаться к стене или дереву спиной, расставьте ноги,  прижмите локти к груди  и не дышите, пока снимаете кадр.

 2.     Приближение. Чем ближе вы приближаете изображение, снимая с рук, тем хуже будет его качество. Поэтому крупные планы снимайте приблизившись  к объекту съемки. И вообще, пользуйтесь наездом и отъездом как можно реже. Такие кадры тяжело воспринимаются детьми. Так как осознание перспективных закономерностей  формируется в более старшем возрасте. Если уж такая съёмка необходима, снимайте со штатива.

 3.      Панорама. Если снимаете панораму, двигайте камеру медленно и плавно. Оптимальная скорость – скорость движения секундной стрелки.

 4.     Кадрирование. Правильно выстроенный кадр – это залог красивого приятного для просмотра фильма. Конечно, чтобы снимать красиво, нужен большой опыт. Надеемся, что эти советы помогут вам на первых порах:

- чередуйте планы. Чтобы нагляднее понять разницу дальнего и ближнего плана,  представьте что вы вышли из детского сада. Перед вами прогулочные площадки, тротуары, беседки, посадки, играют дети… Если вы возьмёте камеру и снимете всю эту картину, то это будет общий план. Теперь подойдите к песочнице и в одном кадре снимите песочницу, группу детей в ней и стоящего воспитателя – это средний план. Теперь снимите крупный план, это могут быть руки ребёнка, который лепит куличик, или удивлённые глаза воспитателя, которому предлагают этот куличик «по-настоящему» съесть. Итак, чтобы кино было интересно смотреть – чередуйте планы. Для этого в процессе съёмки сделайте их достаточно, для интересного монтажа.

- чередуйте подвижные и статичные кадры. Бесконечное мелькание утомляет, а смотреть  на неподвижные объекты или фигуры скучно.

- чередуйте озвученные и тихие кадры. Здесь хочется дать один добрый совет. Если вы в одном лице и оператор и режиссер, то сведите на нет количество своих комментариев. Очень много хороших детских фраз забивается голосом оператора. И следите за дыханием, не сопите при съёмке.

- следите за тенями и степенью освещённости кадра. На крупных и средних планах не допускайте случайных теней от людей и других объектов. Если источник света близко, обратите внимание на тени на лицах людей. Не допускайте черных как у черепа глазниц из-за падающих теней и странного пятна под носом – это, как выяснится позже, тоже  падающая тень от носа. Не снимайте против света. Конечно, в этом есть своя загадка, но она уместна в творческих работах. В учебном кино, пусть всё будет видно отчетливо.

- правильно выбирайте направление съёмки. Предполагайте, куда будет двигаться объект, где находятся дети или взрослые участвующие в съёмке текущего кадра. Постарайтесь не крутить камеру в поиске  источника звука или автора интересной фразы. Заранее занимайте выгодное положение. И всегда помните о том, что находится на заднем плане кадра.

- продумывайте композицию кадра. Если в кадр попадает несколько человек, то, по крайней мере, у них у всех должны быть в кадре головы.

Это не касается, например тех случаев, когда вы снимаете крупным планом лицо ребёнка, идущего за руки с мамой. Старайтесь главный объект «держать» в центре кадра, или чуть выше его середины.

 - при съёмке движущегося предмета, оставляйте в кадре больше свободного места перед ним, как бы оставляя простор для будущего перемещения. Тот же совет можно дать, если вы снимаете говорящего человека. В той стороне, куда направлен его взгляд, должно быть больше свободного пространства.

 

4 Этап.

Монтаж (верстка).

     Когда сняты все материалы, можно приступить к монтажу фильма.  На компьютере смонтированный видеофильм это длинная цепочка маленьких видео отрезков и фотографий.  Между отрезками назначены различные переходы.  На звуковой дорожке  находится соответствующий фрагменту звук – голос или музыкальное произведение. На дорожке  титры – текстовое сопровождение. Таким образом, монтаж фильма можно сравнить со слоёным пирогом: видеоряд, звуковой ряд, текстовые комментарии. Объединяющей величиной для всего этого будет являться – время.

     О том, как правильно монтировать фильм,  написано много умных книг и статей. Они раскрывают технические аспекты монтажа. Рассказывают об инструментах, которые помогут вам выделить главное, подчеркнуть основную мысль фильма.  Я поделюсь с вами лишь немногими ощущениями:

    Как мне кажется, главное, монтируя видеофильм, уловить некий ритм во всём действии, происходящем на экране. Ритм смены картинок – кадров и смены звука.

    Отнеситесь к своему будущему фильму, как к живому существу. Наделите его характером.  Главное, чтобы он заговорил со зрителем, и сказал то, что вы от него ждёте. Пусть  он будет озорным и ритмичным.  Или, наоборот, робким, удивлённым,  но в конце, освободившись от сомнений, грянет яркими аккордами финала.  Кино, даже если оно длиться 20 секунд, не должно быть скучным.

5 Этап.

Запись и хранение.

    Готовый фильм (для записи мы используем формат MPEG 2) храниться на лазерном диске. Если вы запишите серию фильмов на общую тему, то можете соединить их в один DVD диск. Диски удобно использовать в работе. Передавать родителям для просмотра и копирования.

      Если вы, вместе с воспитанниками  (возраст детей 5-7 лет), решили сделать свой собственный мультик (по нашей технологии)  вам понадобится:

1.     Цифровой фотоаппарат

2.     Штатив (тренога, на которой крепится фотоаппарат или видеокамера)

3.     Компьютер с программой для обработки видеоматериала

4.     Подборка музыкальных произведений

5.     Материалы для создания «картинки» (бумага, краски, пластилин, плёнка, сыпучие пищевые продукты, бросовые материалы, бижутерия…..)

 

1. Этап

Разработка сюжета  мультфильма.

    Здесь вы вольны придумать всё, что угодно. Хорошо, если инициатором сюжета выступят дети. Продумайте  с ними из какого материала лучше сделать мультик. Для первых проб лучше использовать немного объектов. Кстати, лаконизм в этом случае уместен. Так как при небольшом опыте в составлении композиции, выделении главного персонажа, лучше использовать одного или двух главных героев.  Мультик будет эффектней.

2. Этап

Подготовка рабочего места.

     В зависимости от того, какие материалы будут использованы для создания мультика, вам понадобится оборудовать рабочее место.

     Если действие будет разворачиваться на горизонтальной плоскости стола или пола, установите штатив с фотоаппаратом объективом вниз. (фото 1) Посмотрите в объектив фотоаппарата, в кадре  не должно быть ничего лишнего (края листа, посторонние предметы, тени от мебели или людей…) Для такой съёмки подойдёт интенсивное, но равномерное освещение рабочей плоскости. Основной лист (фон) лучше укрепить двусторонним скотчем.

          Если в мультфильме используются объёмные фигурки, то рабочее место должно представлять собой нечто похожее на сцену с задником – декорацией. В такой съёмке важно правильно поставить свет. Нужно учесть, уда будут падать тени. Можно интересно  «поиграть» тенями, переставляя светильник. Или изменять степень и свет освещения с помощью цветных пластинок.  Это удел виртуозов.

3. Этап

Подготовка рабочих материалов.

    Наш небольшой опыт показывает, что все необходимые материалы для создания мультфильма нужно приготовить сразу и положить рядом. Потому что, после того, как сделан первый кадр, дети, да и взрослые, оказываются в состоянии игры. Они начинают быстро менять ситуацию в кадре, стремясь достичь конечного результата.

   Конечно, в процессе съёмки возникают и новые идеи. Такие инструменты, как ножниц, клей, цветная бумага, пластилин, фломастеры должны быть рядом.

4. Этап

Съёмка статичных картинок - фотографий.

     Итак, когда всё готово к съёмке, на минутку остановитесь и представьте, какие чувства должен вызвать ваш фильм у зрителей. Помните, Что это состояние будет во многом обусловлено первыми кадрами, которые они увидят и первыми звуками,  которые они услышат.

    Мультики повествовательного или обучающего характера лучше, (по нашему опыту), начать с чистого листа. То есть первый кадр это чистый лист – фон.

После на нём появятся персонажи, а уже потом будет происходить действие.

    Чем меньше различий между кадрами, тем плавнее будет движение объектов. Хотя,  верстая фильм на компьютере, с помощью различных переходов между слайдами тоже можно добиться интересного движения.

    Важно, чтобы при съёмке не двигался фотоаппарат. Поэтому надёжно закрепите его на штативе, устойчиво поставьте штатив, так чтобы дети не сдвинули его. Для съёмки, нажатия кнопки, лучше выбрать одного «ответственного». Желание детей пофотографировать реализуйте до съёмки мультика.

5. Этап

Верстка (монтаж)

    Перенесите  отснятые фотографии на компьютер. Разместите снимки, музыкальные композиции, голосовые записи в программе для вёрстки. И монтируйте фильм! Если фильм необходимо озвучить, то лучше это сделать, когда закончите верстку на временной шкале. Тогда ребёнку легче сориентироваться в сюжете и прокомментировать происходящее на  экране.

     Важно сразу  показать готовый мультфильм детям. Тогда технологическая цепочка создания фильма будет им понятней. А при съёмке нового мультика, они более осознанно подойдут к процессу.                  Когда дети смотрят самодельные мультики, они радуются результату и гордятся своим участием в создании фильма. С удовольствием показывают его родителям, проговаривают, как они делали его.

     Для воспитателей детского сада совместное создание мультфильма с детьми это дополнительная возможность рассказать о чем-то новом, закрепить пройденный материал, сделать, вместе с детьми наглядное пособие для занятий или игр