Внимательные и думающие родители уже озадачены вопросом: готов ли ребенок к школьному обучению
До 6-летнего возраста родители не так часто обращают внимание на развитие малыша, на особенности его общения со взрослыми и сверстниками, наконец, на наличие или отсутствие желания учиться. А в школе у вполне нормального ребёнка могут возникнуть и расти трудности, иногда приобретая хронический характер. Вот здесь-то и выясняется, что необходимые для школьного обучения особенности познавательной, личностной и социальной сферы ребенка не были вовремя сформированы.
Что значит «готов к обучению»?
Говоря обобщённо, к обучению в школе готов тот ребёнок, для которого школьные нагрузки не будут слишком напряженными ни в психологическом, ни в умственном плане и не ухудшат его здоровье. Ребёнок должен понимать и принимать роль ученика, подчиняться общим школьным требованиям и требованиям учителя.
Всё это значит, что он готов принять в качестве обучающей деятельности не игру, а учёбу. Нужно уметь сосредоточиться на продолжительное время, удерживать внимание, не отвлекаться, слушать учителя, уметь высидеть целый урок, находить общий язык с одноклассниками.
Какой должна быть подготовка к школе;
Прежде всего, необходима мотивационная готовность к школе, т.е. наличие у детей желания учиться. Вы можете возразить: «Наши дети хотят идти в школу и, следовательно, мотивационная готовность у них есть». Но желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга.
Информацию о мотивации Вашего ребёнка можно получить и с помощью наблюдения за сюжетно-ролевой игрой «Школа». Готовые к школьному обучению дети предпочитают играть роли учеников, они пишут, читают, решают задачи и отвечают у доски, получают оценки. Неготовые дети и более младшие по возрасту выбирают роль учителя, а также концентрируются на моментах перемены, ситуации прихода и ухода из школы, приветствия учителя.
Кроме мотивационной готовности требуется наличие и интеллектуальной готовности Вашего ребёнка к школьному обучению. И это не просто наличие определенного запаса знаний об окружающем мире (умение считать хотя бы в пределах десяти; знание букв, а то и навыки чтения; знание своего имени и фамилии, дня рождения, адреса, а также названия родного города, страны, имени родителей). Это определённая зрелость структур головного мозга и развитость познавательной сферы (логическое мышление, логическое запоминание, речь, концентрация и распределение внимания и т.д.) Для определения интеллектуальной готовности ребёнка следует прибегать к помощи специалиста – психолога.
Наконец, немаловажную роль играет и личностная готовность к школе. Сюда входит и адекватность самооценки малыша (в норме для дошкольников характерна завышенная самооценка – например, он говорит: «Я не смог поднять грузовик, потому что он тяжёлый», а не «Я слабый»); у младшего школьника она может быть чуть завышенной, но не слишком, и, конечно же, не заниженной – «я ничего не умею, я глупый, плохой, злой, жадный»); и отношения со сверстниками (есть желание общаться, готов подчиняться правилам детской группы, следовать установленным ролям в игре), с учителем (понимаю и принимаю формальный характер общения на уроке с чётко установленными ролями – «учитель» – «ученик»). Чтобы получить представление о самооценке Вашего ребёнка, можно предложить ему методику «Лесенка». Рисуете лестницу, состоящую из 11 ступенек. Дальше говорите, что на этой лестнице располагаются все люди на свете: от самых хороших, до самых плохих. Вверху, на самой верхней ступеньке – самый хороший человек, а внизу, на самой нижней ступеньке – самый плохой человек, посередине – средние люди. Чем выше мы поднимаемся по лестнице, тем лучше там находятся люди. Чем ниже мы спускаемся по ступенькам, тем хуже люди там находятся. Предложите ребёнку определить, где его место, на какой ступеньке. Пусть поставит туда фишку и объяснит, почему (у младших школьников нормой можно считать 6-7 ступеньку, у дошкольников – и выше, вплоть до 11, но никак не ниже 4 – это уже сигнал неблагополучия…).
О. Октябрьская, учитель-дефектолог, логопед Вурнарского РЦДК.