Консультация для педагогов "Технология проектирования"

Консультация "Технология проектирования"

Введение. Знакомство с терминологией

Известный ученый А. Эйнштейн в беседе с Н.И. Сац сказал: "Сами дети любят искать, сами находить. В этом их сила. Они всегда чувствуют себя колумбами, не устают удивляться многочисленным чудесам живой жизни. Может быть, самое трудное - научить их понимать других людей, не всегда похожих на тебя, познавать глубину каждого. Мы часто перегружаем детей книгами, впечатлениями, не помогаем им отбирать то главное, что ведет в глубину знаний, в глубину своих собственных мыслей и творчества. Детям, как растениям, нужно гораздо больше свободы, возможности познать себя".

Свободу и возможность познать себя, на наш взгляд, предоставляет технология проектирования, позволяющая ребенку не ощущать "давления" взрослых.

В широком понимании проектом называют все, что задумывается, планируется, т.е. это разработка сценариев предстоящих действий.

Педагогическое проектирование - прикладное научное направление педагогики и организуемой практической деятельности, направленное на создание, развитие и преобразование организованных процессов воспитания и обучения. [7]

Применительно к учебно - воспитательному процессу педагогическое проектирование - предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности педагогов и детей. [7]

В основе технологии проектирования лежит концептуальная идея доверия к природе ребенка, опора на его поисковое поведение.

По определению В. Ротенберга (2001), поисковое поведение - это напряжение мысли, фантазия, творчество в условиях неопределенности. [1]

Технология проектирования требует от педагога терпения, любви к ребенку, веры в его возможности. Она не вписывается в существующие формы дошкольного воспитания и обучения, что затрудняет ее практическое применение.

Проектирование - это комплексная деятельность, участники которой автоматически (без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов) осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни: производственных, личных, социально-политических. [1]

Технология "Метод проектов" - способ достижения цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. [6]

Педагогический проект - система реализуемых и планируемых действий, необходимых условий и средств для достижения определенных целей, которые зависят от приоритетных педагогических ценностей. [7]

Значение технологии метода проектов

  1. Участие в проектировании ставит детей и взрослых в позицию, когда человек сам разрабатывает для себя и других новые условия, т.е. изменяя обстоятельства, изменяет самого себя.
  2. Проектирование требует индивидуальных оригинальных решений и в то же время коллективного творчества.
  3. За счет работы в режиме группового творчества интенсивно развиваются способности к самоанализу, выбору адекватных решений, умению выстраивать из частей целое.
  4. Дети учатся самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей.
  5. Развивается умение прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решений, умения устанавливать причинно - следственные связи.

Содержание проектной детской либо детско-взрослой деятельности основывается на решении образовательных и воспитательных задач.

Требования к использованию проектной деятельности

Наличие значимой для детей в исследовательском, творческом плане проблемы, задачи.

Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.

Самостоятельная деятельность детей.

Структурирование содержательной части проекта.

Использование исследовательских методов ("мозговой штурм", эксперименты, опыты, наблюдения и др.)

Перечень проблем, используемых для разработки проекта

Работа педагога с группой детей над проектом - это рассмотрение возникающих проблем, когда формируется и развивается способность ребенка самостоятельно решать их.

Условно можно выделить четыре группы проблем:

  • "ребенок и его семья",
  • "ребенок и природа",
  • "ребенок и рукотворный мир",
  • "ребенок, общество и его культурные ценности".

Типы проектов

Е. Полат (1999) характеризует проекты в соответствии с их типологическими признаками: количеством участников, доминирующим методом, характером контактов, способом координации, продолжительностью.

Ориентируясь на эти признаки, автор предлагает свой вариант типологии проектов, актуальных для дошкольного образования.

По доминирующему методу: исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные.

По характеру содержания: включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и его культурные ценности.

По характеру участия ребенка в проекте: заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата.

По характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект).

По количеству участников: индивидуальный, парный, групповой и фронтальный.

По продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности и долгосрочный.

Таким образом, один и тот же проект может быть:

  • по методу - исследовательский (дети экспериментируют),
  • по характеру содержания - включающий ребёнка и природу;
  • по характеру участия ребёнка - ребёнок участник от зарождения идеи до получения результата
  • по характеру контактов: внутри одной возрастной группы;
  • по количеству участников - групповой.

Например: проект исследовательский, на тему "ребёнок и природа", ребёнок - участник, групповой.

Данные характеристики необходимо использовать при составлении плана проекта, и при проведении анализа.

Уровни развития проектной деятельности:

Первый уровень - подражательно - исполнительский

(Младший и средний дошкольный возраст - 3,5 -5 лет)

У ребёнка отсутствует жизненный опыт, недостаточно развиты интеллектуально - творческие способности.

Активная роль принадлежит взрослому. Ребёнок - заказчик проекта. Внимательное отношение к потребностям детей, изучение их интересов позволяют без труда определить проблему, "заказываемую" детьми.

Интерес к содержанию проекта зависит от:

  • удовлетворения разнообразных интересов ребёнка;
  • реализации его потребностей в активной деятельности; самовыражении;
  • увлеченности совместной деятельностью.

Второй уровень - развивающий

(средний и старший дошкольный возраст, 5 - 6 лет)

К концу пятого года жизни дети накапливают определенный социальный опыт, позволяющий им перейти на новый, развивающий уровень проектирования. В этом возрасте продолжает развиваться самостоятельность, ребенок способен:

  1. Сдерживать свои импульсивные побуждения.
  2. Терпеливо выслушивать педагога и сверстников.
  3. Активнее организовывать совместную деятельность со сверстниками, у ребёнка развивается самоконтроль;
  4. Он способен достаточно адекватно оценить поступки, как собственные, так и сверстников.
  5. Он принимает проблему, уточняют цель, способен выбрать необходимые средства для достижения намеченного результата.

Дошкольники не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и подсказывают проблемы и темы возможных исследовательских, приключенческих и других проектов.

На втором этапе активность педагога несколько снижается. Он не столько генерирует свои идеи, сколько подключается к реализации идей воспитанников. Взрослому важно увлечься тем, что интересно детям, помочь им расширить цели и задачи.

Третий уровень - творческий

(Старший дошкольный возраст, 6 -7лет)

На третьем творческом этапе развития проектной деятельности у детей наблюдается высокий уровень интереса, обусловленного познавательным и личностным развитием. Роль взрослого - развитие и поддержка творческой активности детей, создание условий, позволяющих им самостоятельно определить цели и содержание предстоящей деятельности, выбрать способы работы над проектом и организовать её, определить перспективы развития опыта.

Механизм проектирования.

1. Организация предметно - развивающей среды:

  • документы на разных носителях: книги для чтения, видеофильмы, аудиокассеты, позволяющие детям активно осваивать разные способы познания окружающего мира
  • технические средства обучения: телевизоры, видеомагнитофоны, магнитофоны, DVD проигрыватели, компьютеры.
  • возможность выхода за пределы учреждения: совместная поисковая деятельность взрослых и детей в детской районной (городской) библиотеке, музеях и других культурных центрах.

2. Роль воспитателя.

Воспитатель - организатор детской продуктивной деятельности, источник информации, консультант, эксперт. Он - основной руководитель проекта и последующей исследовательской, игровой, художественной, практико-ориентированной деятельности, координатор индивидуальных и групповых усилий детей в решении проблемы. При этом взрослый выступает партнером ребенка и помощником в его саморазвитии.

3. Формы деятельности

Технология проектирования ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях: воспитатель - дети; ребенок - ребенок; дети - родители.

Возможны: совместно-индивидуальная, совместно-взаимодействующая, совместно-последовательная формы деятельности.

4. Контроль

Контроль со стороны взрослых (внешний) уступает место оценке результатов работы. Дети постоянно информированы о промежуточных результатах, совместно с воспитателем или самостоятельно корректируют и регулируют выполнение работы, проекта в целом.

5. Результаты работы

Частным, конкретным результатом работы для дошкольников могут быть

  • рисунок,
  • поделка,
  • аппликация,
  • альбом,
  • книга,
  • сочиненная сказка,
  • подготовленный концерт, спектакль,
  • урожай овощей.

Участие родителей в создании и реализации проектов пробуждает интерес к познанию самих себя и детей, повышает их культурную компетентность в области воспитания дошкольника

Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта.

Этапы проекта

Деятельность педагога

Деятельность детей.

1 этап

1. Выбор темы.

Формулирует проблему (цель). (При постановке цели определяется и продукт проекта)

Выбор темы

Вхождение в проблему

2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию

Вживание в игровую ситуацию.

3. Формулирует задачу (нежестко)

Принятие задачи. Дополнение задач проекта.

2 этап

4. Помогает в решении задач

Объединение детей в рабочие группы. Распределение амплуа.

5. Помогает спланировать деятельность: к кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу)

- в каких источниках можно найти информацию;

- какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);

- с какими предметами научиться работать для достижения цели.

6. Организует деятельность

3 этап

7. Практическая помощь (по необходимости)

Формирование специфических знаний, умений и навыков.

8. направляет и контролирует осуществление проекта

9. промежуточное обсуждение полученных данных

4 этап

Подготовка к презентации. Презентация.

Продукт деятельности готовят к презентации. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.

Коллективное обсуждение, результаты внешней оценки, выводы. Определение задач для новых проектов

Рекомендуемая литература:

  1. Е.С. Евдокимова "Технология проектирования в ДОУ". М:ТЦ "Сфера", 2006г.
  2. Л.С. Киселёва, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова "Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения" М.: "АРКТИ", 2006г.
  3. журнал "Управление ДОУ" №1 2007 г. статья "Проектная культура как часть профессионализма педагогов ДОУ" Т.Н. Тебенёва, стр.64
  4. журнал "Управление ДОУ" №7 2006 г. статья "Проектный метод - как средство повышения качества образования" Боровлёва А.В. стр.76
  5. журнал "Управление ДОУ" №3 2005г. статья "Развитие проектной культуры в образовательном процессе" Е.С. Евдокимова, стр.18
  6. Полат Е.С. "Метод проектов", ИОСО РАО
  7. журнал "Детский сад от А до Я" № 3 2008г. "Проектная деятельность педагога: сущность и технология" Атемаскина Ю.В., стр. 6
  8. журнал "Детский сад от А до Я" № 3 2008г. "Технология проектного обучения в работе с дошкольниками" стр. 13